Знаете ли вы, что такое зеркало рабочего дня? А хронометраж? Нет? Тогда вы счастливый человек. Представьте, что возле вашего рабочего стола день-деньской сидит сотрудник отдела кадров и записывает каждое ваше действие – будь то работа с клиентом или звонок по телефону, использование Интернета или заполнение бланка договора. А еще он записывает личные звонки, поступившие (ох как некстати!) от вашей мамы, бойфренда и подруги, и каждую из 6 чашек кофе, которые вы выпиваете за день. Представили? Вот он ужас, имя которому Хронометраж, или Фотография рабочего дня.
В действительности это разные понятия. Хронометраж помогает определить, сколько времени нужно на выполнение конкретной операции. Такого рода наблюдение позволяет впоследствии высчитать «норму времени». Что же касается Фотографии рабочего дня, то она используется для определения структуры использования рабочего времени. Другими словами, весь ваш, казалось бы неделимый, рабочий день «разложат» на несколько составляющих: время на выполнение основных операций (например, обработка заявки клиента), вспомогательных (уточнение некоторых данных для звонка клиенту), время на отдых (технический перерыв) и личные цели. Позже эта раскладка выльется в проценты к продолжительности рабочего дня. На практике эти две формы наблюдения используются вместе.
По разные стороны
Надо ли говорить, как сотрудники воспринимают хронометраж и фотографию рабочего дня? Разумеется, исключительно негативно - как открытое выражение недоверия руководства и убежденность в том, что на работе мы занимаемся чем угодно, только не рабочими вопросами.
Ну а как нам думать по-другому? Ведь фотографию рабочего дня никогда не организовывают для того, чтобы проанализировать, не слишком ли загружен работник, который, скажем, в настоящее время выполняет работу за себя и другую штатную единицу, которую недавно сократили. Такого вы от руководства никогда не дождетесь. Хронометраж всегда нацелен на выявление неэффективности и тунеядства сотрудников.
Вот такие советы для руководителей я нашла на одном из сайтов в разделе, посвященном хронометражу.
"Хронометраж, который совершенно незаслуженно исключен из арсенала нормирования труда, позволяет Вам как руководителю решить несколько важных задач:
1. Понять, чем занят Ваш сотрудник, сколько времени у него уходит на реальный рабочий процесс, а сколько он тратит на кофе-брейки и перекуры.
2. Проанализировать, насколько функционал для должности соответствует реальности. Это особенно важно, когда сотрудник обращается к руководству с вопросом о прибавке к зарплате и при этом убежден в том, что делает работу за троих. Быть может, это действительно так (однако это маловероятно), но не исключен и другой вариант, когда представление сотрудника о своей нагрузке совершенно не соответствует реальному состоянию дел.
3. Оценить временные затраты, необходимые для выполнения той или иной рабочей операции.
4. Рассчитать эталонное время для выполнения операций и процедур.
5. Выявить навыки сотрудника, которые требуют развития и совершенствования, потому что в нынешнем состоянии они не обеспечивают своевременности действий сотрудника.
6. Организация хронометража также поможет Вам увидеть обстановку в отделе, оценить настрой на работу всего коллектива".
Эталонная норма
Все мы разные, отличаемся и темпераментом, и характером и, соответственно, временем, затрачиваемым на выполнение одной и той же операции. Например, если вас в отделе два человека, и оказалось, что ваша коллега шустрее выполняет какое-то действие (например, обрабатывает N-ное число документов в единицу времени), вы никогда и никому потом не докажете, что «подход к оценке должен быть индивидуальным». Вас станут считать нерасторопной, медлительной и ленивой. Я говорю о том, что кто-то может так повысить планку, что у руководства сложится неверное представление о времени, требуемом для того или иного трудового действия.
В частности, такая практика сложилась в одной из редакций, где я трудилась. Работала у нас одна девочка-трудоголик, которая в 2,5-3 раза перевыполняла норму знаков на одного журналиста. В итоге из-за нее журналистам за три года три раза увеличивали норму отработки. Норма была выполнима, но вопрос был в другом. Норма «входила в оклад», а гонорарами оплачивались только материалы, написанные сверх нормы. В общем, из-за этой девочки мы все потеряли часть своего заработка. И сейчас уже неважно, что этой девочкой была я…
Но дело, разумеется, не только в деньгах. Как, например, подсчитать время, необходимое оператору на верстку газетной полосы? Во-первых, полосы бывают разные по дизайну (где-то сложнее, где-то легче). Во-вторых, на них разное количество картинок и материалов. Кроме того, если редактор говорит: «Найди и поставь сюда какую-нибудь картинку, чтобы было изображено то-то», - то время, затрачиваемое на поиск, тоже будет разным – в зависимости от параметров поиска. В конце концов, и внесение правок в ту или иную полосу разнится в десятки раз – исходя из числа правок. Где-то их будет 5, а где-то все 30.
Творческий труд
Но самое абсурдное, на мой взгляд, - это пытаться хронометрировать деятельность творческого работника. Представим, какой получится фотография.
9:00-11:00 - Сидит. Утверждает, что думает.
11:00-11:45 - Стучит по клавиатуре.
11:45-12:00 - Снова думает.
12.00–12.30 – Полез в Интернет. Утверждает, что по делу – уточнить такой-то факт.
Как спастись?
Во-первых, нужно успокоиться. Подумайте, фотография рабочего дня может стать шансом донести руководству какую-то важную информацию. Например, о том, что из-за плохой работы соседнего отдела вам самим приходится делать за них часть работы, которую не предусматривает ваша должностная инструкция. Или о том, что в действительности вам приходится выполнять немало мелкой работы, о которой шеф и понятия не имеет. Наконец, вы можете показать, что действительно незаменимы, поскольку справляетесь не только со своими обязанностями, но и выполняете ряд других работ, осуществляемых в иных компаниях отдельными штатными единицами.
Во-вторых, никто вас в шею не гонит. Фотография рабочего дня позволяет вам не спеша, с расстановкой делать свою работу, при этом «не гоня коней» (поскольку вам от этого только хуже).
В-третьих, появляется возможность соблюдать при работе на компьютере технические перерывы, которые на практике все игнорируют. Другими словами, у вас есть шанс проявить больше заботы о своем здоровье.
В-четвертых, никто вам не мешает применять свои хитрости – особенно если шеф понятия не имеет о некоторых участках вашей работы.
И самое главное – не расстраивайтесь и будьте уверены в себе. Если вы отличный специалист, никому и ничему (включая хронометражу и фотографии!) не испортить вашего авторитета и репутации как добросовестного и старательного сотрудника.
|