«Я был уверен, что с Верой мы проживем долгую счастливую жизнь и, как говорится, умрем в одни день. Конечно, будем ссориться и дуться друг на друга – а как без этого? Но мы всегда будем мириться, горячо и сладко… Первым родился Ванька, а через три года появилась Анька. И я был самым счастливым человеком на свете… Вера погибла в апреле, два года назад. Умереть в один день у нас не получилось. Если честно, я хотел последовать за ней, но с кем бы тогда остались дети?»
Из рассказа Евгения П.
Натолкнувшись на онлайн-дневник отца-одиночки, я не остановилась, пока не прочла его полностью. Молодой мужчина, которого почему-то не хочется называть горьким словом «вдовец», с юмором рассказывал о житейских буднях: как сынишка сломал удочку на рыбалке, а дочка потеряла любимого мишку с синим бантиком, и его искали всей детсадовской группой.
Автор дневника не хныкал и не жаловался на судьбу, единственное, что он себе позволял, это кончать почти каждую запись словами «Вера даже не снится. Мне ее очень не хватает». В двух предложениях было все: боль, горе, любовь, которая никуда не делась, отчаяние, хоть и тщательно скрываемое, но очевидное.
До знакомства с дневником Евгения о судьбе отцов-одиночек я знала только из голливудских мелодрам да, пожалуй, из отечественного «Служебного романа»… Каково это, попытаться во всем заменить маму?..
Быт
«Быт наваливается сразу. Ему плевать, что в прошлой жизни, где мы с женой вдвоем хлопотали по хозяйству, я так и не научился готовить Ваньке кашу без комочков. А кофточку Анютки первый раз погладил так, что атласные ленточки-завязки сморщились в пластмассовые кругляшки. Первое время не знал, за что хвататься: стирка, уборка, готовка, беготня по магазинам и на работе «дым коромыслом» от срочных дел. И хотя имелось неплохое подспорье в виде «умной» бытовой техники, я чуть не плакал от отчаяния. На приготовление простого супа, который жена сварила бы за 15 минут, я тратил два часа – десять раз читал рецепт, метался от холодильника к плите и в результате получал то несоленую похлебку, то пересоленную «отраву». А еще надо погладить белье, приготовить Ваньке чистые вещи в детский садик. Первые полгода спал по пять часов в сутки…»
Как ни цинично это прозвучит, но одинокий отец всегда оказывается в более сложной ситуации, чем безмужняя мама. «А как мы успеваем работать, «тянуть» детей в одиночку и дома крутиться, как белка в колесе?» - могут возмущенно воскликнуть миллионы женщин и имеют на это полное право. Никто не спорит, что груз бытовых проблем равноценный, так есть ли повод говорить, что мужчинам сложнее? Есть – и точка. Мы, девочки-девушки-женщины, с 12 лет гладили себе юбочки-кофточки, завязывали куклам бантики и помогали маме печь пироги – постепенно опыт копился. Если хотите, готовность к домашним хлопотам в нас заложена исторически-генетически. «А кто мужчинам мешал учиться готовить и самостоятельно гладить рубашки?» - спросите вы. Да мы и «мешали». Сначала была мама, которая окружала сына заботой, потом то же самое делала жена. Подчеркиваем, из лучших побуждений. Ведь никто не знал, что настанет день, когда заботиться о себе и детях придется папе. В одиночку.
Дети
«Спустя два года я понимаю, что после смерти жены детям пришлось гораздо труднее, чем мне, все-таки я – взрослый мужик, а они несмышленыши... Когда погибла Вера, Анька была еще грудной. Первое время она кричала дни напролет, требуя грудь с мамкиным молочком, от смесей-заменителей на дочкиных щечках «расцветал» диатез. Не раз мы плакали напару: она от голода, я от жалости. Едва проблема с кормежкой решилась, я понял, что с Ванькой творится неладное, сын стал замкнутым и огрызался, словно волчонок. К счастью, подоспела помощь: моя мама взяла на себя Анютку, а я на месяц уехал с Ванюшкой к морю. Купал его, учил нырять, читал сказки, вместе лазили по горам, ни на минуту не оставлял его одного. Слава Богу, пацан оттаял…»
По словам психологов, дети одиноких мам редко страдают от отсутствия внимания. Дело в том, что женщины по своей природе более эмоциональны и открыты, не жалеют поцелуев, объятий и нежных словечек для ребенка. А папы, увы, часто ведут себя по принципу «я старый солдат и не знаю слов любви» - сказывается стереотип, как якобы должен вести себя настоящий мужчина. В итоге туго закрученные гайки («Как я сказал, так и будет!») приводят к запущенному конфликту между папой и наследником. Но даже если отец-одиночка и рад расточать нежности наследнику, иногда на это элементарно не хватает времени, плюс сказывается усталость. А вспомните еще, что папа с дочуркой может беседовать далеко не на все темы, есть «сугубо женские» вопросы, которые обычно девочкам-подросткам объясняют мамы… В общем, невеселое получается детство без маминых колыбельных да с чисто мужским воспитанием.
Одиночество
«Давняя приятельница на днях спросила, не собираюсь ли я заводить новую семью. «О чем ты? – ответил я. - На встречи с женщинами нет времени, после работы лечу к детям». Да и, наверное, рано еще, я каждый день думаю о Вере. И в конце концов, кому я нужен с двумя-то детьми? Ведь любая женщина, предложи ей замужество «с нагрузкой», подумает, что в ней видят няню и помощницу по хозяйству. Но самое главное, я должен быть уверен, что избранница понравится детям, судя по всему, в ближайшие …дцать лет такого «одобряма» ждать не стоит. Недавно Анька увидела красивую девушку по телевизору и спросила у брата: «Это моя мама?» А тот набычился: «Нет, мама была красивее!» Она-то, глупышка, во всех лицах женского пола видит маму, я понимаю, девчушка тянется к «коллегам», она же не помнит Веру. А вот Ванька не прощает предательства и обижает сестричку…»
Как ни странно, но даже в создании новой семьи одиноким мамам проще опять же в силу пластичности женской психологии. Женщины редко «зацикливаются» на том, что их личная жизнь не сложилась - как ни горько признавать, но ситуация почти рядовая. И совсем по-иному воспринимают «одиночное отцовство» мужчины, особенно если семья распалась из-за увлечения бывшей женой другим. Обида, природное упрямство и установка «я сильный и не нуждаюсь ни в чьем сочувствии» делают таких пап замкнутыми, заставляют рассчитывать только на свои силы. Прибавьте сюда закомплексованность: какими бы суперменами ни выставляли себя наши любимые мужчины, психологи давно раскусили, что за показным надуванием щек и расправлением плеч кроется глубокая неуверенность в себе. Мы, женщины, не считаем себя изгоями, если в качестве приданого фигурируют пара карапузов, а вот мужчины в аналогичной ситуации почему-то относят себя ко «второму сорту». Последний нюанс – дети. Как ни парадоксально, «другая мама» воспринимается гораздо хуже, чем «другой папа». И поэтому повторные браки отцов-одиночек очень редки.
Судьбы в цифрах
Статистика свидетельствует: в России около 300 тысяч отцов, воспитывающих детей самостоятельно. По сравнению с ситуацией в мире, вроде бы все не так уж плохо: в Америке «отцовские» семьи составляют 15% от общего числа неполных, во Франции – 20. Однако не стоит думать, что мы благополучнее заграницы. Во-первых, официально провозглашенные 300 тысяч отцов-одиночек – малая толика от истинной картины. В которую не попадают вдовцы и папы, добившиеся, чтобы после развода дети остались с ними. Те, кто предпочитает молча терпеть удары судьбы, не обращаясь в государственные органы. Во-вторых, еще 200 тысяч мужчин просят передать им детей на воспитание, значит, подводная часть айсберга огромна. А как его измерить, этот «айсберг», если в нашем родном законодательстве даже нет термина «отец-одиночка»? И коли статус «усатых мам» не определен, то и помощи им от государства ждать не приходится. Нет, конечно, как и всем гражданам, полагается пособие на ребенка (сумму которого можно смело назвать смехотворной, а то и издевательской) плюс пенсия по потере кормильца (если мама погибла).
Также в силе право на получение алиментов от жены, правда, абсолютное большинство одиноких пап сознательно отказывается от финансовой помощи экс-супруги. Не любят папы ходить по инстанциям, собирать кучу справок в обмен на скудные пособия, но в первую очередь мужская гордость не позволяет принимать подношения «бывшей»… Но в любом случае финансовые затруднения – ничто по сравнению с ежедневным осознанием грустного факта: никто не заменит детям маму. Недаром даже в шуточной песенке поется:
«Папа дома - и дом исправный,
Газ горит и не гаснет свет.
Папа в доме, конечно, главный…
Если мамы случайно нет.
И с задачкою трудной самой
Папа справится - дайте срок!
Мы потом уж решаем с мамой
То, что папа решить не смог.
Папа может все, что угодно:
Плавать брасом, спорить басом, дрова рубить.
Папа может быть, кем угодно,
Только мамой не может быть».
|