Как-то всё довольно резко переменилось в последнее время во взаимоотношениях полов и во взгляде женщины на себя, мужчину, семью. Возможно, на Западе эти изменения заняли более длинный отрезок времени, а в России явление стало скоротечным. Должно быть потому, что мы были лишены свободы выбора: при советской власти были установлены чёткие рамки - женщина-мать и женщина-труженица.
Мужчина в жизни женщины присутствовал, но как бы на правах трутня в пчелином семействе… Хотя негласно полноценной подразумевалась только замужняя женщина. Впрочем, там повелось издавна. Тысячелетиями девочки мечтали о замужестве. Наверное, многие ещё помнят, что в начале перестройки многие политики и общественные деятели призывали женщин вернуться к домашнему очагу. В прямом смысле слова. Модным был постулат: платить мужчине такую зарплату, при которой женщина может сидеть дома и заниматься детьми.
Правда, популисты перестроечных времён как-то забыли или не приняли во внимание тот факт, что мы живём не в Италии и не имеем нерасторжимого брака, освещённого строгой католической церковью. У нас сегодня есть у семьи папа и кормилец, а завтра его Митькой звали. И неработающая женщина остаётся в нищете с одним или несколькими детьми на руках. Кто будет их кормить? Популисты? Да и нужна ли современной молодой женщине материальная зависимость от мужа?
Одна моя знакомая старой советской закалки говорит, что вот раньше женщина всё успевала: и работать, и вести общественную работу, и детей воспитывать, и мужа обихаживать. Такой вот уникальной была советская женщина. Однако я что-то не припомню ни одной счастливой женщины, жившей по подобной схеме.
Ревущего ребёнка с утра пораньше по пути на работу забрасывали в детский сад. Потом работа, для большинства советских женщин довольно скучная, однообразная или откровенно тяжёлая. На «летучки», «пятиминутки», производственные собрания как женщин, так и мужчин сгоняли в принудительном порядке.
Были, конечно, активистки, но чувство они производили не лучшее, и тянуло от них за версту вовсе не счастьем, а неустроенностью, часто озлобленностью и какой-то тоской. Женщины же обременённые семьёй думали только о том, как что-то где-то достать, накормить и обиходить семью. А времени катастрофически не хватало, ведь сутки не резиновые и в них всего 24 часа.
И секса в СССР, действительно, почти не было. По крайней мере, секса сладострастного и нежного. О какой личной, интимной жизни между супругами могла идти речь, если женщина думала только о том, как бы ей доползти до постели? Ко всему прочему ещё и квартирный вопрос. Не очень-то разостонешься, если спишь в одной комнате со свекровью, деверем, золовкой и собственными детьми.
Возможно, я не совсем права… Но юной девочкой я именно так воспринимала женщину-труженицу и женщину-мать. Вероятно, с той самой поры я не люблю 8 марта. Женский праздник в те времена был точной копией пресловутых двойных стандартов. Все мужчины и общественные организации целый день славили и чествовали женщину, говорили о ней возвышенные слова, дарили цветы и подарки. Мужья отбывали трудовую повинность. И всё это раз в году! 8 марта. Чтобы 9 марта вновь превратить её в ломовую лошадь. Вот уж действительно было чему радоваться! Женщины в этот день пытались строить из себя королев, поджимали губы и по полной программе за целый год отыгрывались на мужчинах.
Но вот пришла и прошла эра перестройки. Зарплату мужчинам не прибавили, скорее, наоборот, многие из них не сумели приспособиться к переменам, лишились работы, впали в хандру, запили. А женщины, как всегда, продолжали везти воз. Именно женщины освоили челночный бизнес и рынки. Именно они, надрываясь, тащили на себе поклажу, которую не сумел бы в одиночку везти ни один осёл. А женщины смогли. Им нужно было поддерживать жизнь в ноющих мужьях и ставить на ноги детей.
Возможно, именно в это время и произошёл перелом в женском сознании. Многие девочки, насмотревшись на тяжёлую жизнь своих мам, решили не повторять их ошибок – муж мужем, а собственные деньги, независимость, возможность жить по-человечески дороже. Они стали получать образование и делать карьеру, ставя замужество на второе, третье, а то и десятое место. Рождение детей долгое время вообще никак не поощрялось правительством. А общественное мнение многодетную мать рассматривало как умственно отсталую.
Теперь, когда страна встала на ноги, верхи опомнились. Но время упущено. Женщины изменились. А большая часть мужчин, увы, осталась на прежнем уровне советского инфантилизма. Они по-прежнему надеются, что женщина будет их кормить, обстирывать, создавать уют, но нести какую-либо ответственность за семью и рождённых детей большая часть мужчин не готова. И зачем молодой, здоровой, образованной, красивой женщине такой хомут? Вот и получается, что незачем.
Правительству, прежде чем призывать к рождению детей, нужно озаботиться воспитанием тех, что уже родились. И я считаю, что просто необходима социальная реклама, где воспитанием детей, стиркой, приготовлением обеда папа занимается наравне с мамой. Наша же реклама бесстыдно эксплуатирует красоту женского тела и вовсю старается привить женщине комплекс неполноценности. Она и волосами с ног до головы покрыта, и пахнет не так, и выглядит не эдак. Если рекламируют посудомоечную машину, приготовление еды, всякие моющие средства, то пользуется ими в рекламе обязательно женщина. Это ли не дискриминация и не призыв к превращению женщины в бесплатную домработницу?
Я думаю, что давно прошли те времена, когда кухня, церковь и постель были единственными привилегиями женщин. Женщины хотят быть свободными, независимыми и счастливыми. Они хотят зарабатывать собственные деньги и решать, как их тратить. У них нет желания отдавать супружеский долг, они хотят наслаждаться сексом, получать от него удовлетворение и разрядку. Брак они хотят строить на партнёрской основе.
К счастью, всё большему количеству женщин удаётся этого достичь. Порадуемся за них и будем стремиться к идеалу. Как говорит реклама, «Мы все этого достойны».
|