Методика Монтессори: педагогика по-итальянски |
История педагогики – это сотни имен, и всего лишь несколько реальных школ, чьи традиции успешно применяются спустя много лет. Мария Монтессори – итальянский психолог, физик, учитель. Почти на семьдесят лет о ней полностью забыли в восточной Европе, в то время как в Америке и Западной Европе открывали академии и институты, где с успехом воплощали ее педагогические, дидактические и антропологические идеи. Особенности методики Монтессори На основе методики Монтессори учились и учатся миллионы детей. В книгу Рекордов Гиннеса занесена одна из индийских школ, где, опираясь на теории итальянки, обучают почти двадцать две тысячи ребятишек. По методике Монтессори учились дочка американского президента Билла Клинтона, внуки и правнуки Льва Толстого, эмигрировавшие за границу. В США, Финляндии и Нидерландах Монтессори-школы относятся к государственным учебным заведениям. Мария Монтессори была первой женщиной-врачом в Италии, преподавала в Римском университете. Одной из самых главных ее работ стала книга «Дети-другие», она по-иному взглянула на ребенка, который переживает все происходящее с ним не так, как взрослый человек. Свою методику развития и обучения она назвала «системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде». В Монтессори-группе занятия начинаются с того, что воспитатель здоровается за руку с каждым малышом, и ребенок выбирает, чем он хочет заниматься. Вся система зиждется на трех китах – интересе, индивидуальном подходе и свободе выбора. Класс разделяется на несколько зон. Первая – практическая, или зона реальной жизни, где ребенок учится простым вещам: зашнуровывать ботинки, застегивать пуговицы, месить тесто и так далее, при этом помогает другим ребятам. Вторая – зона сенсорного развития, где дети знакомятся со свойствами предметов, их формой, цветом, материалом, размером, плотностью. Дополнительные зоны: математическая, языковая, географическая, зона двигательной активности, где ребенок выполняет упражнения на координацию движений. Школы могут добавлять в программу зоны танцев, музыки, искусства. Через два часа после занятий все собираются в круг и обсуждают события, произошедшие в саду (школе) или дома. Педагог не вмешивается в беседу, а только поддерживает ее. На первый взгляд может показаться, что роль педагога в такой системе незначительна. Он не читает лекций, не заставляет заниматься, не проверяет выполнение упражнений, но ему отводится иная роль:
Система Монтессори придерживается целого ряда принципов. Нельзя плохо отзываться о ребенке, стараться быстро реагировать на его просьбы и призывы о помощи, не трогать его, пока он сам об этом не попросит. Как и любая система преподавания, методика Монессори имеет как свои плюсы, так и минусы. Преимущества и недостатки методики Монтессори Методика Монтессори помогает детям быть самостоятельными, легко ориентироваться в жизни без помощи родителей, познавать себя и окружающий мир, уважать окружающих. Для занятий не требуется дорогого оборудования или особых игр, каждый ребенок в праве сам решать, что ему интересно. Однако нельзя не сказать и о недостатках методики. Так, педагогика Монтессори способствует развитию моторики, аналитических способностей, то есть левого полушария, при этом творческое правое почти не затрагивается. В школах Монтессори не используют ролевых игр, значимость которых достаточно велика. Странным является и отношение к книгам, ребенка не учат рисовать. В классическом виде такая педагогика подходит не каждому ребенку. Склонный к аутизму малыш может замкнуться полностью, а активный и шумный ребенок будет своим поведением раздражать воспитателей. Однако сегодня классическая Монтессори-педагогика в первоначальном виде почти не используется, специалисты внедряют дополнительные рабочие зоны, находят другой подход к детям, помогая им становиться полноценными и успешными личностями. Анастасия Рылова |
« Завтра в Украине сухо и прохладно | Окопник и его полезные свойства » |
---|